Правильное воспитание детей. Пособие для гувернанток часть 2.

С началом учебы в школе возрастает интеллектуальная нагрузка на ребенка, и здесь сразу становится ясно, правильно ли он воспитывался в дошкольном возрасте. Если ребенку не очерчивались какие-либо рамки дозволенного, он сам распоряжался своим временем и почти всегда делал только то, что хотел сам, у него не будет развита так необходимая для школьника усидчивость - это же требует усилий, прилагать которые данное дитя не привыкло. Такой ребенок, как правило, не слушает объяснения учителя на уроке и не записывает задание на дом, потому что он все равно не станет его выполнять. А зачем? Ему это не нужно. Ведь он сам решает, что ему делать, а что не делать. Поэтому такой ученик на уроке будет разрисовывать парту, учебник, играть в игры на мобильном телефоне и пр., а учеба будет казаться ему тяжелым бесполезным бременем. 

Далее ему просто станет не интересно ходить в школу, и он начнет прибегать ко всяким уловкам, лишь бы избежать посещения этого неприятного учреждения. Сначала он будет притворяться больным, а впоследствии станет просто уходить с уроков или вообще пропускать учебные дни без причины. Не составит большого труда представить, к какой компании примыкают такие дети и что с ними происходит во взрослой жизни. Все это нередко усугубляется шантажом с их стороны по отношению к близким людям, когда они достигают подросткового возраста. Мол, не дадите мне то, что я хочу, - я навсегда уйду из дома, покончу с собой и все в таком роде. Став взрослыми, такие люди не ощущают ответственность за свои поступки. Они считают себя исключением, а все остальные обязаны жить для них. Такой человек может попросить денег взаймы и не отдать, взять чужую машину и разбить ее и т. п. Им не о чем беспокоиться - родители все оплатят. А, в конце концов, эти люди будут обвинять в первую очередь именно своих родителей в том, что их жизнь такая никчемная и они такие неудачники. В качестве предостережения здесь как раз будет уместна известная поговорка: "Благими намерениями выстлан путь в ад".

Тема учебы

Продолжая разговор на тему учебы, следует обратить внимание на то, что нежелание ребенка посещать школу вовсе может быть не связано с его плохим воспитание. Просто любой психолог вам скажет, что дети жестоки, и в своем коллективе они обязательно кого-нибудь выберут в качестве "козла отпущения". Причиной тому может служить и низкий социальный статус ученика (проще говоря, он из бедной семьи), негативное или нейтральное отношение со стороны учителей и много что еще. Ребенок, подвергающийся в школе унижениям, не станет хорошим учеником, каким бы талантливым и умным он не был. Все, что связано со школой, все эти уроки и домашние задания он будет активно отторгать, как самое негативное в своей жизни, и будет замещать все это чем-либо другим: играть дни напролет в компьютерные игры, часами просиживать у телевизора т. д. Здесь уже родителям надо беседовать с педагогами, не стоит стесняться и помощи детского психолога. Иногда бывает достаточно перевести ребенка в другой класс или другую школу, и все налаживается.

Во-первых, с началом учебы в школе надо упорядочить день школьника. Вообще распорядок дня ребенку желательно прививать в дошкольном возрасте. Однако далеко не многие родители решаются это делать, прикрываясь благовидной фразой: "Не надо лишать ребенка детства". Большинство ограничиваются лишь тем, что устанавливают своему отпрыску определенные часы для приема пищи и отхода ко сну, но и это уже неплохо. С началом учебы в школе придется сократить часы на прогулку по улице и другие развлечения. Такой распорядок будет тяжелым испытанием для ребенка, но ему надо постараться ненавязчиво внушить, что это делается ради его же блага. Жизнь состоит из трудностей, которые надо преодолевать, чтобы хоть чуть-чуть преуспеть в ней. Убеждая в этом ребенка, постарайтесь привести пример образованного и успешного человека.

Во-вторых, некоторые родители, отправляя своих детей в школу, возлагают все надежды на учебный персонал. Якобы они теперь должны позаботиться о том, чтобы их чадо выросло достойными людьми. Учителя, конечно, тоже в немалой степени принимают участие в воспитании подрастающего поколения, но нельзя снимать с себя обязанности и родителям. Успех ребенка в школе зависит также от эмоционального климата в семье. Не сможет ученик выучить урок, если мама с папой будут ругаться друг на друга за стеной. В начальных классах родителям нередко приходится помогать своим детям выполнять домашние задания. Детская праздность с началом учебы в школе не проходит сразу, и даже отличникам свойственно отвлечься на уроке и прослушать материал. Естественно, что в процессе выполнения домашнего задания по данной теме ребенок может не справиться с задачей. В этом случае надо попробовать объяснить ему материал, прочитать его вместе в учебнике и опять-таки совместно постараться решить задачу. А некоторые родители в этой ситуации начинают ругаться на ребенка, что он такой невнимательный, а порой даже стараются унизить его. Этого делать ни в коем случае не надо. Как бы не обидели вас на работе или нахамили в общественном транспорте, не срывайте зло на ребенке. Он учится для вас и ждет в первую очередь похвалу от вас за свои хорошие оценки. Отыгрываясь на ребенке за свой неудачный день, вы просто лишитесь его доверия и перечеркнете все его начинания. В результате сформируется флегматичная, нерешительная личность, которая вряд ли отважится занять какое-либо высокое положение в обществе. Ему проще будет взять лопату и идти копать траншею, хотя его интеллектуальное развитие могло бы ему позволить занять пост руководителя средней руки. Любая руководящая должность требует некоторую степень решимости, которую данный человек будет не в состоянии проявить.

В-третьих, не переусердствуйте с правильным воспитанием. Режим дня - это хорошо, но иногда нужно делать и исключения из правил. Упорядоченный день приучает ребенка быть обязательным по жизни, и это хорошо. Однако если только жить по выверенной схеме и беспрестанно трудиться, можно, как говорится, загнать себя на старте. Делайте для ребенка разгрузочные дни, в которые он, например, может погулять со сверстниками на улице. Вы лишь должны назначить ему время, в которое он обязан появиться дома. Если ребенок домой придет позже, естественно должно последовать наказание, но нельзя детей бить или орать на них до хрипоты. Важно эмоционально воздействовать на ребенка, что вызовет у него намного большее чувство вины. Ударив же своего отпрыска, вы порождаете в нем страх, который впоследствии сменится гневом. Ребенок не должен бояться своих родителей, а наоборот, доверять им, потому что те не желают ему зла. Вы должны доходчиво объяснить ему, как нехорошо он поступил и что ему должно быть стыдно за такое отношение к родным людям. Вызвав чувство стыда у своего ребенка в данной ситуации (ни страха, ни унижения!), вы действительно можете добиться того, что в следующий раз он будет думать не только о себе, но и о вас, и вовремя вернется домой с прогулки. Однако, несмотря на разгрузочные дни, в целом время школьника необходимо упорядочить. Можно, конечно, добиться, что ваш ребенок будет преуспевающим учеником и без всякого распорядка дня, но это скажется во взрослой жизни. Такой человек будет браться за несколько дел сразу, и у него не будет фактически хватать ни времени, ни сил на что-либо.



Наконец, если вы правильно воспитали своего ребенка, в подростковом возрасте он будет больше доверять вам, рассказывать о своих проблемах и сложностях, несмотря на то, сможете вы их решить или нет. Вы же со своей стороны постарайтесь вникнуть в его проблемы и помочь хотя бы дельным советом. Во взрослой жизни правильно воспитанный ребенок будет очень благодарен вам и станет надежным другом и помощником.





Работает на: Amiro CMS