Развитие психики ребенка дошкольного возраста

Развитие психики ребенка дошкольного возраста
Функциональные изменения в работе центральной нервной системы ребенка связанные с морфологическими изменениями в строении головного мозга, увеличением его веса, который в конце шестого года достигает 1350 г (90 % массы мозга взрослого человека), развиваются его функции. Усложняется структура аналитико-синтетической деятельности, расширяется сфера влияния словесных раздражителей, сигналов на развитие деятельности ребенка, что является предпосылкой психического развития ребенка.

Происходит заметное повышение чувствительности анализаторов, их способности дифференцировать оптические, акустические и другие свойства предметов и явлений, продолжает развиваться цветоощущение, различение световых оттенков. Языковой слух ребенка развивается быстрее, чем звуковой, который является основой музыкальных способностей. Хотя и не у каждой семейной пары, ребенок бывает музыкально одаренным.

Ускоренно развиваются кинестетические ощущение благодаря подвижным играм, ритмическим и физкультурным упражнениям, рисованию, лепке, ручной работе. Развитие их оказывается в увеличении точности и сноровки движений, скорости изготовления двигательных привычек.

Восприятие дошкольников развивается в разных видах деятельности (игровой, практической). Постепенно оно выделяется в относительно самостоятельные действия, направленные на познание предметов окружающего мира, на выполнение первых чувствительных задач. Ребенок прибегает к специальным приемам детального обследования предмета, восприятие его становится более активным, целенаправленным, увеличивается продолжительность рассматривания объектов.

Ребенок учится руководить своим зрением, рукой. Большего значения приобретают мыслительные процессы: узнавая предметы, ребенок сравнивает их, используя свои знания, хотя при этом нередко еще не умеет отделить то, что видит, от того, что знает о предмете.

Интенсивно развивается пространственная ориентация дошкольников и ориентирование во времени.

Память их развивается в осмысленной деятельности, в которой понимание являются основой как невольного, так и произвольного запоминания. В процессе общения с взрослыми у детей все чаще возникает потребность запомнить и припомнить, от этого в значительной мере зависит результативность их деятельности. Поэтому именно в этом возрасте начинается формирование собственное искусства запоминания действий, которые имеют свои специфические цели и способы их достижения.

Расширение связей дошкольника со средой, возникновение новых их видов и форм закономерно оказывается в развитии его воображения. Обогащается репродуктивное воображение, осуществляется процесс формирования произвольности воображения. В этом возрасте происходит целенаправленное создание образов. Развивается наглядно-действующее мышление, возникают новые его формы. Мышление становится образно-языковым, приобретает определенную самостоятельность: постепенно отделяется от практических действий, становится умственным действием, направленным на решение познавательного и мыслительного. Поэтому речь приобретает все большего значения в его функционировании. С помощью речи дети начинают мысленно оперировать объектами, сопоставлять их, раскрывать их свойства и отношение, выражать этот процесс и его результаты в суждениях, соображениях.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста связано с положительными сдвигами в их речи. Быстро обогащается словарь дошкольника. Наблюдаются значительные индивидуальные отличия в обогащении словаря, обусловленные средой, в котором растет ребенок, разнообразием ее языковых контактов с взрослыми.

У дошкольников возникает внутренняя речь, которая становится средством формирования и функционирование внутренних умственных действий. Появление внутренней речи является признаком развития словесно-логического мышления. Развивается чувство языка, которое помогает более успешно использовать язык, исправлять ошибки своей речи и замечать такие ошибки в других.

В этот период активно начинает формироваться произвольное внимание. Дети уже могут выделять объекты, которые нужны в их деятельности, и специально сосредоточивать внимание на них. Значительно возрастает стойкость, увеличивается объем невольного и произвольного внимания. Но повышенная возбудимость, невысокая трудоспособность при кислородном голоде резко снижают внимание. Возможность произвольного внимания в этом возрасте еще весьма ограничена, поэтому необходимо целеустремленно работать над ее развитием.

Рубрики:



Работает на: Amiro CMS